Два месяца назад в столице Калмыкии Элисте создана общественная организация калмыков под названием «Джунгар» для связей с соотечественниками. Ее главная цель – наладить культурные и гуманитарные связи с живущими в разных регионах мира представителями ойрот-калмыкского народа. В конце мая (так в источнике) президент общественной организации калмыков под названием «Джунгар» Лари Илишкин побывал у мусульман-калмыков в Кыргызстане, которых называют «сарт-калмаками».
- Лари Наранович, почему вы как представитель общественной организации по созданию связей со своими соотечественниками начали первый рабочий визит именно с сарт-калмаков? Ведь вам можно было поехать в Китай или Монголию, где проживает очень много представителей нашей нации?
- Действительно, если посмотреть различную информацию, в Китае проживает около полумиллиона ойротов. Примерно 300 тысяч стали оседлыми в Синцзяне и еще 200 тысяч в провинциях, близких к Тибету. Они являются хошеутами, переселившимися в первой половине 17-го века из Джунгарии на юг. В Монголии – 450 тысяч, а у нас в России имеется народ численностью меньше 200 тысяч человек. Без учета хошеутов в Китайской Народной Республике у нас есть более-менее установившиеся связи со всеми остальными группами. К сожалению, создается впечатление, что сарт-калмаки или как мы их иногда называем «иссык-кульские калмаки-ойроты» остаются за рамками процесса создания общего культурного объединения. Мы должны предпринимать решительные действия для исправления сложившейся ситуации.
- В какой степени сохранили свои национальные особенности иссык-кульские калмыки? И вообще, заметен ли их интерес к своим сородичам?
- Они тоже склоняются именно к российским калмыкам – к нам. Возможно, так происходит из-за того, что меньше знают китайских и монгольских ойротов, не имея возможности исследовать и читать свою историю. Хотя они живут очень близко к Синцзяну, но сарт-калмаки гордятся нашими знаменитыми земляками. Большинство их оставили впечатление, что смотрят на Калмыкию как на какую-то опору, а может быть, с надеждой. Правильно, мы хорошо знаем, по каким причинам они приняли религию ислам. Они носят мусульманские имена и фамилии. Большинство записано кыргызами, потому что в противном случае будет трудно достичь успехов. Но, тем не менее, они все равно в Кыргызстане живут с чувством, что являются представителями калмыцкой нации. По-моему, они навсегда останутся калмыками. Этого нельзя ни опровергать, ни отрицать.
- Не секрет, что в советское время вышло много людей из калмыцкого села Челпек, занимавших ответственные руководящие должности в Кыргызской ССР…
- За время более 150 лет свыше нескольких тысяч людей нашей национальности живут в Кыргызстане, достигают больших успехов в карьере, бизнесе. Сарт-калмаки работали на высших министерских должностях и ответственных постах в республиканском правительстве.
Было время, когда 3-мя из 6 областей Кыргызстана руководили калмыки. Вот только недавно тремя сотовыми компаниями руководили выходцы из села Челпек. Сейчас остался только один.
- Какое место в общественно-политической жизни страны занимают сарт-калмаки?
- Трудно сказать об этом однозначно. Возьмем, к примеру, газеты на кыргызском, даже узбекском языках, они назвали самым богатым человеком страны Салавата Искакова, который открыто заявил по государственному телевидению, что является по происхождению калмыком. В этой стране широко известен еще один бизнесмен, гендиректор торгово-промышленной группы Женишбек Мочоев, он тоже не скрывает своей нации. Женишбек Абдуллаевич сам предоставил нам машину с водителем для поездки на Иссык-Куль в калмыцкие села. Эту «Тойоту» он купил у японского посла в Казахстане.
Из более молодых представителей можем перечислить очень известного предпринимателя Эрнста Адылова, директора «Интуриста» Туратбека Хамзеева, руководителя отдела торговли и обслуживания Октябрьской районной администрации мэрии города Бишкека Курманбека Сабирова, директора фирмы «Метролог» Кубата Носинова. Последний из названных гордится своей калмыцкой фамилией и всегда с улыбкой напоминает, что она переводится как «Шерстнёв».
Нельзя также не назвать директора политехнического колледжа Международного университета Кыргызстана (МУК) Алмана Тохлукова, и, разумеется, президента общественного объединения сарт-калмаков Бектура Мансурова. Он всегда сильно защищает интересы калмыков в Кыргызстане…
Наши иссык-кульские соотечественники достигли таких успехов благодаря своему сильному старанию, высокому уровню образования и очень крепкой сплоченностью друг с другом. В Бишкеке сейчас проживает 115 семей, выходцев из калмыцких сел. Главным образом из сел Челпек и Ташкыя. Они очень дружны. Стоит позвонить по телефону, как они тотчас собираются, в случае необходимости стремятся разными путями помочь, в том числе материально поддерживать земляков.
- А каков уровень жизни калмыков в тех селах? Не секрет, что Кыргызстан из стран СНГ не очень богатая страна.
- Уровень жизни в селах Челпек, Ташкыя, Бору-Баш, где живут калмыки, по стране самый высокий. Все жители – фермеры. Отличаются трудолюбием и предприимчивостью. Произведенная ими продукция по низкой цене уходит в Казахстан, Сибирь и другие регионы. Им обидно, что предприниматели Калмыкии не обращают никакого внимания на этот район Иссык-Куля, чрезвычайно благоприятный в экономическом отношении и притягивающий к себе. Судя по словам Б.Мансурова (кстати, в феврале этого года он по нашему приглашению переселился в Элисту), авторитет калмыков Челпека и Таш-Кыя в области большой. Эти села расположены вблизи административного центра Каракол (калмыцкое название – Хаар Холл).
- Известна ли точная численность проживающих в Кыргызстане калмыков?
- Судя по сказанному мне местными сородичами, количество открыто считающих себя калмыками – 6 тысяч. Трудно установить точное количество. Есть предположение, что около 10 тысяч. К тому же имеются «подозрения», что некоторые роды и племена кыргызов произошли от калмыков. К примеру, бывший президент кыргызов Аскар Акаев из кыргызского рода «калмак». Ведь тюркоязычные народы Средней Азии и Казахстана нас называют именно так - «калмаками». Возможно, в какие-то времена эти роды были как-то причастны к ойротам. Сейчас уточнение этого крайне затруднительно.
В Бишкеке живет несколько человек из Калмыкии. У меня была возможность встретиться с двумя из них – Саналом и Бембой. Они здесь занимаются бизнесом (держат сеть магазинов с известным брендом «Sela»).
Алматы с сильной калмыкской диаспорой расположен недалеко (240 км). Поэтому эти ребята не чувствуют себя очень одинокими, часто общаются с земляками.
- В каком положении родной язык сарт-калмаков?
- К сожалению, вообще начал забываться. Осталось только несколько стариков, знающих язык. Один из них – старик по имени Гока, он всю жизнь прожил в селе Челпек. Он удивил нас своим разговором на богатом и свободном калмыцком языке. И его младший брат тоже хорошо знает родной язык. Возможно, они дома говорят не на кыргызском языке, а как большинство своих земляков, по-калмыцки.
Конечно, все сарт-калмаки очень хорошо знают русский язык. Чувствуется, что вот теперь у них просыпается интерес к своему родному языку. Сарт-калмаки обращаются за помощью. Просят хотя бы словари-разговорники. Вышеупомянутый мной Бектур Мансуров прежде всего планирует организовать среди детей конкурс с призовым фондом на тему: «Кто больше всех знает калмыцких слов». Это может пробудить интерес у молодежи и вообще у всех сарт-калмакков к родному языку.
Эрнст Адылов спросил у меня: «Что я могу сказать сыну? Он спрашивает у меня: «Какой язык для меня родной: кыргызский или калмыцкий?» Мы можем дать много советов представителям нашей нации на Иссык-Куле, но я верю, что самой лучшей помощью будет предоставление соответствующей литературы, относящейся к сарт-калмакам. Только тогда они смогут дать точный ответ своим детям на их вышеприведенные вопросы. Наш этнос малочисленный. Но во избежание ассимиляции его уникальной части в горах Иссык-Куля национальное сознание не должно основываться только на генетической памяти. Для этого необходимо основываться на знании истории своего народа, очень богатой, трагической и в то же время героической истории…
Гордящийся своей калмыцкой фамилией Кубат Носинов сообщил нам: «Пришло время вернуться нам к давней религии наших предков». Сами по себе эти слова словно намекают на изменения, происходящие в духовном мире наших соотечественников на Иссык-Куле, которые вследствие жестокой судьбы ойротов уже полтора века отделены от других монголоязычных народов. К тому же нельзя упускать из виду одну вещь: по одной информации сарт-калмаки – это хошеуты, а по другой информации – торгоуды, говоря иначе, они считаются нерасторжимой частью ойрот-калмыкского народа.
Переведено с информационного агентства «Бумбин Орн» Республики Калмыкия.