Выступление президента Сооронбая Жээнбекова 8 февраля на заседании Совета безопасности Кыргызской Республики фактически «раскрывает» корневую причину, первоисточник таких негативных явлений как преступность, коррупция и беззаконие: кыргызское общество в настоящее время «погрязло» в трясине правового нигилизма.
«Ахиллесовой пятой» кыргызского государства является степень реального исполнения, осуществления закона, подчинения праву. Речь идет о неисполнении всей системы источников права – Конституции, законов, указов Президента, постановлений Правительства, актов органов местного самоуправления, которое приобрело массовый характер, прокладывая дорогу к всеобщей безответственности. Государство и его институты на поверку оказались несостоятельной в осуществлении своей главной функции - обеспечить исполнение законов.
Вместе с тем было бы неправильным все сводить лишь к недоработкам государства. В нашем обществе за годы независимости произошло «размывание» самой идеи законности как требования неуклонного исполнения законов всеми, в том числе и гражданами. Появились социальные группы, вообще незаинтересованные в соблюдении законов и установлении устойчивого общественного порядка, обеспечения стабильности и надежности повседневных условий бытия, защищенности от насилия.
Традиции законопослушного поведения людей формируются десятилетиями и даже столетиями (например, как в Европе, Северной Америке или Японии). Но могут быть разрушены в считанные дни, что и убедительно показали события в Кыргызстане в феврале-марте 2005 г. и в апреле 2010 г. Неадекватное понимание политиками и гражданами принципов демократии, разгул «уличной демократии» с охлократическими проявлениями при крайне низком правосознании большинства граждан тогда натворило много бед. Возросший правовой нигилизм в кыргызском обществе свидетельствует о том, что в настоящее время страна переживает общесистемный кризис законности, когда общество и государство близко к черте правового хаоса.
И чтобы противодействовать правовому нигилизму необходимо иметь хотя бы общее представление о сути этих аномалий, их деструктивной роли, причинах, формах проявления, путях устранения.
Правовой нигилизм как показатель «здоровья» общества и государства
Справедливости ради следует отметить, что кыргызское общество никогда не отличалось высоким уровнем правовой культуры и законопослушания. Истоки нашего правового нигилизма (от латинского nihil - ничто, ничего) - фактического отношения к праву, закону как к чему-то формальному, не очень обязательному, чем во имя неких «высших интересов» можно и пренебречь, имеют исторические корни и относятся еще к советскому периоду развития кыргызской государственности.
Идея вождя социалистической революции В.И. Ленина о том, что «законность в революции не может иметь своих «границ» и что «диктатура пролетариата – власть, не ограниченная законом» - отражала издержки идеологии, направленной на смену одного социального строя другим и поддерживала в течение многих десятилетий общую атмосферу негативного отношения к праву. Советский тоталитарный строй не очень-то и нуждался в праве, так как использовал в основном волюнтаристские методы правления. Тем более что марксистско-ленинская теория предусматривала отмирание государства и права.
При этом советская власть, как известно, утверждала в обществе так называемую «социалистическую законность». Однако, несмотря на репрессивный характер «социалистической законности» советский человек, какое бы положение он ни занимал, все равно обходил или нарушал закон всюду, где это можно сделать безнаказанно. И совершенно так же поступала сама власть. В то же время следует отметить, что в СССР, тем не менее всегда уделяли большое внимание воспитанию нового человека и новых духовных качеств человека: основу советской идеологии составлял «Моральный кодекс строителя коммунизма».
С обретением независимости правовой нигилизм в кыргызском обществе усугубился многократно: вместе со старым строем рухнуло и старое право, и старая мораль. Обрушение советского права и моральных ценностей последовало за разрушением коллективистского сознания, сменившегося «диким индивидуализмом». Старые представления о том, «что правильно/неправильно» (добросовестный труд на благо общества; забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния; высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов, коллективизм и товарищеская взаимопомощь; честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни; взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей; непримиримость к несправедливости, нечестности, карьеризму, стяжательству; и т.д.) менялись на прямо противоположные, сменились многие нормы социального поведения, менялись местами герои и предатели и т.д. Т.е. обрушилась вся система координат социальной жизни.
Кыргызстан вступил в полосу духовного кризиса, который продолжает углубляться. Разрушив советскую систему права и морально-этических ценностей, мы еще не создали новой правовой системы и правовой культуры, достойной правового государства. А за это время не только развивались позитивные процессы, но и возникли, а подчас и сильно разрослись нежелательные формы поведения, выплеснулись наружи их худшие проявления. Народ духовно раскрепостился, но появившийся вакуум заполнили религиозные экстремистские течения, организованная преступность, коррупция, в обществе утвердились самые худшие проявления корысти, наживы, национализма…
В Кыргызстане за годы независимости выросло целое поколение, которое понятия не имеет о пионерии, комсомоле, делах и героических свершениях пионеров и комсомольцев, коммунистов, зато их кумирами сегодня являются «бригады», «крестные отцы», «воры в законе», «олигархи» и т.п. И что самое опасное – это поколение теряет уважение к закону, моральным ценностям и традициям народа.
Таким образом, степень правового нигилизма является своего рода показателем «здоровья» общества и государства.
Пагубные последствия правового нигилизма
В настоящее время основным тормозом проводимых реформ является правовой нигилизм, который «утвердился» в Кыргызстане и постепенно становится характерной чертой нашего общества, национальной привычкой. Этот социально-юридический феномен широко распространился в практической жизни, в сознании людей, политике, культуре, законотворчестве, государственной и общественной деятельности, и, к большому сожалению - среди юридического сообщества.
Истоки правового нигилизма коренятся в недоверии к власти; в безнаказанности должностных лиц; в расхождении предписаний законов и действительности; в пороках правосудия и т. д. Законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают. Этому во многом способствуют несовершенство и противоречивость законодательства, неспособность власти обуздать преступность, гарантировать гражданам их права и защитить от произвола и т. д.
Порой беззаконие творится от имени закона, формально прикрывающего неправомерные интересы частных лиц и подтверждающего изречения: «где два юриста - там три мнения», «закон что дышло: куда повернешь - туда и вышло». Правовой нигилизм, процветающий в государственно-властной среде, представляет особую опасность для развития общества и государства.
Пагубными последствиями правового нигилизма в Кыргызстане являются:
1) Прежде всего, это прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов. Эти нарушения составляют огромный и труднообозримый массив уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных, дисциплинарных и иных проступков. Уголовный криминал - наиболее грубый и опасный вид правового нигилизма, наносящий неисчислимый, не поддающийся точному определению вред обществу - физический, материальный, моральный. Криминогенная ситуация в стране общественностью и СМИ оценивается сегодня с помощью таких эпитетов, как разгул, обвал, беспредел. Только в 2017 г. в Кыргызстане было зарегистрировано 24712 преступлений из них: возбуждено уголовных дел - 23551, раскрыто – 20392, направлено в суд – 17292. Эти данные были озвучены на совещании по итогам работы за 2017 г. МВД республики 9 февраля.
Преступность - мощный катализатор правового нигилизма, зона которого стремительно расширяется, захватывая все новые и новые сферы влияния. Злоумышленники не боятся законов, умело обходят их, используя разного рода правовые «дыры» и «щели». Страна все глубже погружается в трясину тотальной коррупции, которая сводит на нет все реформаторские усилия власти, разлагает морально-нравственные и правовые устои общества, подрывает престиж Кыргызстана на международной арене.
2) Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, органы местного самоуправления) попросту не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по «своим правилам», «по понятиям». Неисполняемость же законов - признак бессилия власти. Неподчинение же законам наносит не меньший вред обществу, чем их прямое нарушение.
Такое всеобщее «непослушание» праву и закону - результат крайне низкого и деформированного правосознания, отсутствия должной правовой культуры у граждан, политиков, государственных и муниципальных служащих, а также следствие общей разболтанности и безответственности органов власти. В подобной мутной среде весьма вольготно чувствуют себя всевозможные дельцы, не привыкшие жить по закону. Легально и полулегально отмываются «грязные» деньги, перераспределяются материальные блага, общество стремительно расслаивается на «богатых» и «бедных».
Еще древнеримские юристы провозгласили: бессмысленны законы в безнравственной стране. Они также утверждали, что бездействующий закон хуже отсутствующего. В Кыргызстане в настоящее время сложилась ситуация, когда игнорирование юридических норм, самой Конституции стало привычкой не только граждан, но и институтов государства.
3) Так называемая «война законов», издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих нормативных правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга, растрачивая бесполезно свою «силу». Нередко подзаконные акты органов исполнительной власти и органов местного самоуправления становятся «надзаконными». Принимаемые Жогорку Кенешем, Правительством, другими правотворческими органами в большом количестве юридические нормы не стыкуются, плохо синхронизированы. В результате возникают острейшие коллизии, «разрыхляется правовое поле», на котором легко произрастает правовой нигилизм.
Для сравнения: в годы учебы на юрфаке КГУ (1984-1989) нам было известно, что за 50 лет (1938-1988 гг.) Верховный Совет СССР принял около 90 общесоюзных законов, между тем за годы независимости Жогорку Кенеш ежегодно принимает в среднем около 140 законов! Если подсчитать, то получится, что за 26 лет независимости Кыргызстан умудрился принять свыше 3 тысяч законов!
Общая картина усугубляется еще и тем, что кроме «войны» законов в стране идет множество других «войн» (бюджетов, компетенций, телерадиоэфиров, региональных и родоплеменных кланов, «криминальных авторитетов», олигархов, компроматов и т.д.). Соответственно много и разного рода беспределов.
4) Подмена законности политической, идеологической или прагматической «целесообразностью», выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и политических сил на «неправовое поле» деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции и законов.
При этом «целесообразность» может выступать под разным «соусом» - в виде государственной, партийной, местной, региональной, практической, идеологической и даже личных интересов. В любом случае закон отодвигается в сторону. Раз необходимо что-то сделать, а закон мешает, появляется тот или иной вид «целесообразности». Законность нередко противопоставляется и так называемому здравому смыслу, от которого - один шаг до произвола и самоуправства, или просто «правовой самодеятельности».
5) Необходимо отметить, что идея законности и правопорядка при определенных обстоятельствах может быть использована заинтересованными лицами и властными структурами как повод для применения «силы» и нарушения прав человека, равно как и необходимость борьбы с преступностью. Практика последнего времени подтверждает это. А из истории известно, нет ничего опаснее, чем «узаконенное беззаконие».
В действующей Конституции, принятой на референдуме 27 июня 2010 г., мы в очередной раз записали, что Кыргызстан является демократическим правовым государством. Правовое государство означает утверждение верховенства права и закона, равенство всех без исключения граждан, должностных лиц, институтов государства и гражданского общества перед законом. Право, закон – это фундамент государства, защитник свободы и равенства граждан, порядка и организованности в обществе, гарант принципа социальной справедливости.
В правовом государстве все граждане ответственны за свои поступки перед законом. Но и государство в лице его органов и должностных лиц должно быть также полностью, без каких бы то ни было изъятий, ответственно за свои действия и решения перед каждым гражданином и всем народом. Эту правовую аксиому гениально сумел передать великий русский поэт А.С. Пушкин в своем знаменитом стихотворении «Вольность»: «Владыки! вам венец и трон Дает Закон – а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон».
6) Абсолютное большинство населения сегодня озабочены преимущественно тем, как заработать денег, или попросту борьбой за выживание. Люди страдают от окружающей их духовной пустоты, отсутствия четких перспектив, вследствие чего среди них получают массовое распространение различные религиозные течения, нередко экстремистского толка.
В результате за годы независимости в кыргызском обществе появилась большая прослойка людей, отвергающая идеи светского государства и его законы, выступающие за введение религиозных законов (шариата). При этом необходимо отметить, что правовой нигилизм этой части общества - в большинстве своем это молодое поколение, выросшее после 1991 г. - носит подчеркнуто демонстративный, воинствующий, конфронтационно-агрессивный характер. При этом имеются все основания утверждать, что эта прослойка общества с каждым годом увеличивается в своей численности, особенно в сельской местности.
И если Правительство будет в основном занято красивыми технологическими «прожектами», устранившись от решения насущных проблем в сфере идеологии, общей и правовой культуры, правовой пропаганды и правового воспитания – в первую очередь подрастающего поколения, то еще до 2040 года можно «потерять» само кыргызское государство. В этом и заключается особая опасность тотального распространения правового нигилизма в обществе.
Пути преодоления правового нигилизма
Основные пути преодоления правового нигилизма - это повышение общей и правовой культуры граждан, государственных и муниципальных служащих, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства и проведение правовой реформы; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; энергичная борьба с коррупцией; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое правовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; реализация судебной реформы и т.д.
Однако ясно, что правовой нигилизм невозможно ликвидировать быстро. Это трудный, длительный процесс – возможно, нигилизм уже перешел «красную черту» и на это потребуется не одно десятилетие. Бороться с правовым нигилизмом, буйным цветом окутавшим общество и государственный аппарат обычными методами малоэффективно и непродуктивно, нужны глубоко продуманные, экстраординарные меры.
В конечном счете, все формы и средства борьбы с нигилизмом связаны с выходом общества из глубокого системного кризиса - социального, экономического, политического, духовного, нравственного. В то же время многое зависит и от активной позиции самой личности, ее противодействия силам «зла». Каждый должен поддерживать по мере сил авторитет закона - словом, каждый должен стать прирожденным борцом за право в интересах всего общества.
В настоящее время значимость правового образования возрастает и просто знать о праве уже недостаточно. Необходимы не только развернутые знания о юридических нормах, но также механизмы защиты правовых интересов, а для этого требуется повышение правовой подготовки, правовой культуры граждан, государственных и муниципальных служащих и т.д.
Правовое образование и воспитание подрастающего поколения (целесообразно начиная с детского сада) и молодежи должно стать одним из приоритетных направлений модернизации отечественного образования. При этом нужно учесть, что главным вопросом в модернизации образования должно стать не только расширение и углубление правовых знаний учащихся и населения, но также и в первую очередь, культивирование правового поведения, выработка и утверждение в обществе прочных правовых традиций.
Спасительным кругом от окончательного «утопления» в трясине тотального правового нигилизма является формирование и внедрение в обществе формулы поведения, которую можно охарактеризовать как законопослушание. Что это означает? Прежде всего, у всех государственных органов, граждан должен существовать своего рода настрой на строжайшее исполнение и соблюдение законов, всех юридических норм. Недостаточно принять хорошие, отработанные юридические документы, нужно еще, чтобы в обществе как бы витал принцип: «законы должны исполняться». Если общество заинтересовано в осуществлении всего того, что записано в юридических документах, то объективно необходим этот общественный настрой на точное и строгое исполнение и соблюдение законов.
Иначе говоря, нужен особый режим государственной и общественной жизни, который и называется законностью. Законность - одно из немногих общественных явлений, которое строится строго по принципу «или – или»: или безусловная, без каких-либо изъятий, законность везде и всюду, или ее крушение, если допускается отступление от ее строжайших требований даже в самом малом. Ибо дозволенность нарушать законность «в исключительных случаях» - на деле означает допустимость отступления от нее в любом случае и всегда - разве трудно обосновать, что именно данный случай «исключительный»?
То есть, в обществе должен восторжествовать общеправовой принцип, выработанный еще древнеримскими юристами - «Dura lex, sed lex»: закон суров, но это закон, поэтому соблюдать его надо в любом случае. Альтернативой праву, законности, как правило, является одна из самых страшных бед для человеческого общества – волюнтаризм власти, произвол, своеволие, беззаконие, охлократия.
Сегодня может быть, самое время понять, что утверждение режима законности - одна из немногих сфер жизни, где могут объединиться и перейти от обилия слов и споров к конкретным делам все общественно-политические силы – независимо от идеологических воззрений, и гражданское общество. Либо мы победим правовой нигилизм, либо Кыргызстан обречен не стать современным цивилизованным государством.
Фото Вячеслава Оселедко, ®AFP