Пресса трепещет и осыпает её наивысшими оценками, многочисленные поклонники денно и нощно ищут в сюжете отсылки к «Донни Дарко» и «Твин Пиксу», а культовый сценарист и мастер интриги Сэм Лэйк (Max Payne и Alan Wake) выносит свой вердикт: «экспериментальная и мощная». И всё бы ничего, но вышесказанное — шелуха, пшик, издержки ажиотажа, не имеющие ничего общего с тем, что из себя представляет Life is Strange на самом деле. Она либо вывернет наизнанку и в клочья порвёт душу, вынудив обдумывать каждое решение так, словно от него жизнь зависит... либо оставит с чувством вселенского безразличия. Третьего не дано.
Сколько ошибок вы совершили в молодые годы? Или совершаете прямо сейчас? Лишний раз напились, поддались гормонам, что-то не то сказали или нагрубили на ровном месте, перегнули палку там, где излишнее упорство было неуместно. И никакого обучения на собственных косяках — такова уж молодость, все там были (или ещё пребывают). В этом смысле Макс Колфилд — счастливица, ведь она способна исправлять допущенные промахи. Как свои, так и других.
Атмосфера в Life is Strange постоянно меняется: от тёплой и игривой в начале до откровенно апокалиптической в финале.
Первый из них окажется определяющим и роковым. Затхлый женский туалет в местном художественном училище, мажор-параноик со «стволом» за пазухой и дерзкая незнакомка, напоровшаяся на неадеквата. Результат — пуля в живот, кровотечение, смерть. Чёрта с два, не в мою смену! Отмотали время, врубили пожарную тревогу и отвлекли хулигана… а дальше начинается самое интересное — заявленная в названии «странная жизнь».
Тут необходимо сделать лирическое отступление на тему восприятия игр. Для кого-то они — искусство или профессия. Для других — банальная забава на ночь глядя, когда вся семья уже улеглась, а у тебя есть пара часов на Star Wars Battlefront или ещё какую одноклеточную хрень. Life is Strange — история иного толка. Это и тёплое расслабление, и эмоциональный взрыв (математически точно просчитанный, смеем заметить), и способ по-новому взглянуть на уже привычный жанр. Граней здесь много, а их понимание для каждого выйдет сугубо индивидуальным. Сможете вжиться в роль застенчивой Макс — получите лучшую игру прошлого года. Не выйдет — хотя бы поэкспериментируете с пространством и временем, а заодно и с собственными переживаниями. Но вернёмся к делу, нечего сопли жевать.
Персонажей в «Странной жизни» довольно много, но каждый чётко отрабатывает отведённую ему роль.
Зиждется вышеупомянутая «странная жизнь» на целом пантеоне харизматиков разной степени безумия. Макс и Хлоя — две некогда закадычные подруги, разбросанные обстоятельствами, но вновь объединённые судьбой и общей проблемой. Имя ей (что судьбе, что проблеме) Рейчел Эмбер — это странным образом пропавшая девушка, которая то ли жива, то ли нет (привет Лоре Палмер и «Твин Пиксу»). Хлоя верит в лучшее, но опытный геймер и зритель сразу заподозрит неладное.
За горькой пубертатной парочкой следует Дэвид — охранник учебного заведения и по совместительству отчим синевласой фурии Хлои. С виду чёрствый герой войны, следующий принципам оруэловского Большого Брата, на поверку окажется чуть ли не самым душевным героем сей постановки. Как и Фрэнк — наркодиллер захолустного разлива. Или ушибленный на голову милейший уборщик, которому разве что полена на руках не хватает.
Иными словами, хоть во главе синопсиса и стоят сердечные подруги, вовсе не они задают тон повествованию. Сам город — Аркадия Бэй — неотъемлемое и, вероятно, ключевое действующее лицо Life is Strange. А определяют его дух и облик многочисленные обитатели, которые вроде и нормальные, а вроде и не очень. Уже упомянутые Дэвид и Фрэнк, воцерковлённая и ославившаяся на всю школу Кейт, обдолбанный Джастин, заносчивая Виктория, добродушный Уоррен — не влюбиться в них решительно невозможно, и от этого напрямую будет зависеть финальный выбор и концовка (окей-окей, без спойлеров).
Если основная сюжетная канва «Странной жизни» — это органичное попурри из «Эффекта бабочки», «Донни Дарко» и «Твин Пикса», то геймплейная тяготеет к более современным образчикам медиа. В управлении и механике, а так же в трепетном внимании к мелочам угадывается несравненная The Last of Us. В визуальном облике, помимо классиков Моне, Ренуара и Дега, легко разглядеть наследие комиксных творений A Telltale Games (The Walking Dead и The Wolf Among Us). В музыкальном плане французы из DONTNOD Entertainment передают привет Alan Wake. И таких геймплейно-культурно-стилистических пересечений, аллюзий и цитат — сотни. Может, даже больше — недаром под это дело отведена целая страница в «Википедии».
Если для Макс её способности — новооткрытые бремя и ответственность, то для Хлои — повод устроить хаос.
Однако всё это пустое. Референсы сами по себе приятны, искренни и задают тон произведения, но в итоге остаются уместными подмигиваниями и игривыми улыбками, не более того. Фундамент Life is Strange — псевдодетективная линия, в которой куда большее внимание уделяется не расследовательской составляющей, а людям. Окружающим нас и уже упомянутым людям. И, как и в The Wolf Among Us, население Аркадия Бей — это совершенно живой мир. У каждого тут своя мотивация, у всех свои скелеты в шкафу. Более того — скелеты иной раз оборачиваются чуть ли не самыми светлыми сторонами души этих самых людей. Всё не то, чем кажется — в лучших традициях жанра.
Но вернёмся к геймплею, который… прямолинеен. Неожиданно и совсем. Ходим-бродим, ищем места и личностей, с которыми можно поинтерактивить. Взаимодействуем: слушаем, вникаем или игнорируем, отвечаем, спасаем, раздаём оплеухи или понуро прожигаем землю взглядом. Даже странно, что Макс — по сюжету лузер и аутсайдер — стараниями пользователя смело заговаривает с каждым встречным, что с ботанами, что с задирами. А если последние начинают кочевряжиться, достаточно всего-то завоевать их доверие. С учётом перемотки времени — плёвое дело. Паренёк не оценил ваши познания в скейтбординге? Пф, не проблема. Ревайндим на 20 секунд назад, даём правильные ответы на пару однозначных вопросов — и становимся первой чикой в тусовке патлатых неформалов. И так — почти повсюду. Говорили же, не игра, а мечта абстрагировавшейся от мира девочки!
Паранормальщина и странности не мешают героиням оставаться людьми. И это важный сценарный момент.
Вот только в девочках ей ходить недолго, придётся становиться личностью. По крайней мере — стремиться к этому. С самого начала над миром будет висеть не вполне осязаемая, но явная угроза. А уже на пятом часу повествование свернёт в такие дебри экзистенциальности, что вы проклянёте чёртову перемотку раз и навсегда. Макс научится не просто поворачивать пространство и время вспять, но и погружаться в него посредством фотографий (привет «Эффекту бабочки»). Открытие данного скилла приведёт к ещё большим дилеммам и возгораниям ниже спины.
Стоит ли благополучие лучшей подруги жизни её же отца? Убить ли собаку здешнего барыги, чтобы раздавить его личность? Или, может, унизить заносчивую старлетку в момент слабости, дабы не задирала нос? Каждый ответит по совести, но игра рассудит так, как посчитает нужным — и едва ли это решение придётся по душе абсолютному большинству. Готовьтесь к тому, что ваш внутренний прагматик будет рвать и метать — такова цена истинного катарсиса. И, что особенно ценно — сколько ни мотай таймлайн, решения всё равно окажутся до боли проникновенными. Выбираем лучшее из худшего, наименее неоднозначное и хоть сколько-нибудь адекватное — прямо как старина Геральт из Ривии.
Собственно, о катарсисе. Точнее — о пятом эпизоде и финале запутанной линии двух заигравшихся в Бога юных умов. Мы не случайно вынесли в заголовок гениальную цитату, олицетворяющую суть и соль BioShock Infinite. Что нетленка Кена Левина, что детище талантливых французов работают на одной волне и по-хорошему давят на одинаковые эмоции.
Запомните: это не The Walking Dead от Telltale Games — тут можно пробовать разные опции, прежде чем выбрать подходящую.
Сперва всё протекает спокойно, ровно — с развешиванием ружей и расстановкой роялей — но затем темп ускоряется, чтобы к развязке выйти на сверхзвуковые значения. Вторая половина Life is Strange — это такой кордебалет из нарушений временного континуума, боли и сострадания, что даже Элизабет в божественной форме пустит скупую слезу. Но так надо. Иначе Life is Strange попросту бы не сработала.
И всё бы ничего, но концовка откровенно буксует, спотыкается на ровном месте, обрушивая изрядную долю эмоционального восприятия. Само собой, обойдёмся без спойлеров, но будьте готовы к разочарованию. Злодей тут — очевиднее не придумаешь. Его мотивы — высосанные из пальца отговорки типичного маньяка, поехавшего на себе. А расплата слишком прозаична. Даром, что помощник негодяя вышел не в пример интереснее, но положения не спасает даже он.
Внутренние монологи Макс заслуживают самого пристального внимания. Не зевайте и слушайте!
К великому счастью, в отрыве от невнятной развязки с вялым антагонистом Life is Strange выбивает почву из под ног, разрывает в клочья многие представления о жанре интерактивной драмы и под занавес ставит перед таким выбором, в котором нет единственно верного ответа. Вы делаете этот выбор не в игре — вы принимаете решение в нашей реальности. И, видимо, в этом и есть её ключевая «фишка»: всегда есть маяк, есть человек и есть город — лишь вам определять их значимость и порядок. Nothing business, it's just personal.