Мы провели исследование и подсчитали, примерно во сколько вам обойдется запуск и поддержка приложения — как обычного, так и рекламного.
Бывают приложения рекламные (брендированные) и не рекламные (обычные). Пример первого — генератор аватара от Clearasil, второго — Ферма с миллионами игроков (равно как и небольшое приложение с пятью пользователями).
Суть отличий. В обычных приложениях запрещается размещать внешние ссылки, а также в любой форме рекламировать бренд или компанию. В рекламных приложениях — можно, но только после получения разрешения от администрации ресурса (читай: оплаты).
При этом пару лет назад стала популярной услуга по брендированию уже существующих приложений, когда в уже готовом и раскрученном симуляторе фермера появлялись майонезные заводики Calve или кредиты на семена от Банка Уралсиб. Как правило, появлялись только на время рекламной кампании (услуга не дешевая).
О брендировании игровых приложений в социальных сетях мы писали в этой статье.
И если еще несколько лет назад социальные сети брали деньги исключительно за контекстную рекламу, которую автор заказывал для своего приложения или игры, — то сегодня ситуация поменялась. Денег с рекламного приложения берут больше: за публикацию, за нахождение в каталоге, за размещение наверху списка, за интеграцию бренда в уже существующее приложение.
Однако если вы запускаете обычное, небрендированное приложение, расходов тоже будет чуть больше, чем вы планировали.
Расскажем о цене вопроса.
Структура затрат на приложение ВКонтакте (не рекламное) выглядит примерно так:
ПунктСумма Затраты на разработку приложения: игровой механики, графики, анимации, кода, звука. Сильно зависит от подрядчика и самого приложения.~50 000 — 10 000 000 рублей. Затраты на размещение в каталоге. 70 рублей (10 голосов). Деньги возвращаются автору после успешной модерации приложения. Аренда выделенного сервера, домена. Суммарно примерно 200-300 рублей в месяц для «несложного» приложения. Приобретение SSL-сертификата (теперь обязательное требование VK). Бесплатно первый год использования. Контекстная реклама приложения внутри социальной сети. Актуальные тарифы. Можно настроить модель оплаты: за показ или переход. Стоимость будет зависеть от настроек рекламы — в районе 7,5 рублей за 1000 показов и 25 рублей за переход. Поднять приложение в каталоге на первые строчки. 7000 рублей (1000 голосов), принцип аукциона.
Итак, ядро обязательных затрат — это оплата труда дизайнеров и разработчиков.
Скрытые затраты: после первой премодерации приложение могут вернуть на доработку. При этом попросить реализовать, например, рейтинговую систему (как в этом примере), или дотянуть графику до нужного уровня, или перерисовать иконку. Эти затраты нужно заранее планировать в бюджете на приложение. Чтобы свести к минимуму риск того, что вас заставят что-то доделывать — очень внимательно читайте правила размещения.
Однако затраты на рекламу тоже фактически являются обязательными. Вопрос в стартовом трафике — если раньше ваше приложение ВК появлялось в топе и какое-то время «висело» там, привлекая пользователей, то теперь действует аукционная система: кто больше заплатил, тот и появляется в разделе «рекомендуемые приложения».
Стоимость такой рекламы для ВК подробно описана здесь (нужно выбрать «специальный» формат рекламного объявления).
А если вы планируете что-то заработать на своем приложении — без трафика ничего не получится.
Кстати, относительно недавно, когда за появление в блоке «рекомендуемые приложения» отвечали модераторы ВК, руководствуясь собственными ощущениями и вкусом, действовала так называемая «протекция» с их стороны. За 500-1000 долларов в день можно было оставаться на самом видном месте каталога и получать бешеный трафик. Теневые манипуляции были разоблачены, нечистый на руку модератор уволен, а механизм отбора приложений для этого блока с тех пор изменен радикально.
Для «Одноклассников» и «Моего Мира» структура затрат будет примерно такой же, с той лишь разницей, что здесь есть громоздкая JIRA для общения с модератором по поводу приложения и не нужно оставлять «залог» модератору, как ВКонтакте.
О том, какие специфичные грабли поджидают вас на пути к публикации в каталоге ОК, мы подробно писали здесь. Эти грабли могут увеличить количество «переделок» на сколько угодно итераций.
Помимо всего, стоит помнить, что каждая из социальных сетей сохраняет за собой право отказать в публикации приложения в каталоге, сославшись на «внутреннюю политику социальной сети».
Также соцсети Mail.ru Group предлагают свой сервис для таргетированной рекламы, он так и называется — Таргет. Сюда тоже придется вложиться.
Итого — считаем.
В целом, ситуация терпимая, за исключением того, что теперь не приходится надеяться на виральное продвижение. Чтобы его запустить, в рекламу все равно вложиться придется, хотя бы на первом этапе.
Совсем другие ценники у рекламных приложений (однако и привилегий они дают больше: ускоренная модерация, меньше придирок).
Дополнительно к нашей таблице с общими статьями затрат добавляем:
ПунктВКОК и Мой Мир Публикация без права размещать внешние ссылки в приложении. 3500 рублей в день (105 000 рублей в месяц). Минимальный срок — 14 дней.Источник. — Публикация с правом размещать внешние ссылки в приложении. 7000 рублей в день (210 000 рублей в месяц). Минимальный срок — 14 дней.Источник. 140 000 рублей в месяц.Источник. Ежедневная оплата приложений, с более чем 100 000 пользователей. Дополнительная плата за пользователя,если их общее количество превышает 100 000 человек. —
Деньги, по словам администраций соцсетей, пойдут на продвижение приложения.
Кроме того, крупные бренды могут позволить себе следующий сценарий: брендировать уже существующее популярное приложение.
Информации о ценах в открытом доступе мало, удалось найти цены на брендирование приложений ВКонтакте. Если раньше вы могли внедрить свой бренд в приложение, договорившись с автором напрямую, то теперь все подобные транзакции будут происходиться через администрацию ВК, по установленным тарифам:
ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ30 руб. без учета НДС за каждое совершенное пользователями приложения целевое действие или 20 руб. без учета НДС за среднесуточного посетителя, если брендирование не привязано к действиям. Комиссия «В контакте» составляет около трети стоимости размещения.
Также в документации ВКонтакте мелькала стоимость временного брендирования «16 500 рублей в день», с интеграцией минимум на 14 дней (источник), в настоящий момент на оригинальной странице документации такой информации нет.
Аналогичная услуга есть и в «Одноклассниках», стоимость уточняется индивидуально, комиссия социальной сети составляет 50% от стоимости интеграции бренда.
Итого имеем вполне сопоставимые условия от крупнейших российских социальных сетей. Любопытно то, что в открытых официальных источниках информации о брендировании минимум, чаще всего всё сводится к формулировками, вроде «точные цифры узнавайте у коммерческого отдела нашей социальной сети».
Мы определили, какие скрытые затраты нужно предусмотреть на этапе планирования, получили более-менее пригодную информацию о стоимости размещения рекламных приложений и интерграции бренда в готовое приложение. Остался ли еще какая-либо сложность, которую мы не упомянули?
На самом деле, да. А именно, это механизм обналичивания заработанных денег. Дело в том, что все внутренние транзакции (например, покупка пользователями дополнительного контента вашего приложения/игры) — осуществляются во внутренней валюте социальной сети. Эта валюта накапливается на вашем счете. Просто так взять и обналичить ее в любой момент нельзя, действуют определенные правила (соцсети всячески пытаются призывать тратить заработанную внутреннюю валюту на внутренние же сервисы: таргетированную рекламу, оплату показов в каталоге).
Что создает еще одну сложность для приложений и играх, нацеленных именно на зарабатывание денег на пользователях.
Что касается Facebook, нам не удалось найти хоть какие-то намеки на платное размещение приложений: рекламных или обычных. Напротив, в обсуждениях встречалась информация о бонусах для приложений с высокой посещаемостью (даются социальной сетью автору на развитие приложения)
Таким образом, Facebook как одна из лидирующих в России соцсетей с каталогом приложений на данный момент сохраняет за собой наиболее выгодные условия для крупных брендов. Однако в виду того, что те же Одноклассники или ВК имеют очень специфичную и ценную для некоторых брендов аудиторию, большинство брендов не станет ограничиваться кампаниями в Facebook.
Если коротко о главном. Интегрироваться с готовым приложением или игрой целесообразно лишь в том случае, если сроки запуска кампании «горят», и вам нужен быстрый результат. А если бренд-коммуникация, которую вы запланировали, чуть сложнее, чем брендированный домик в «Веселой ферме» и предполагает более тесный контакт с пользователем — пишите.
Сделаем свою ферму с блэкджеком! ;)