Forums » Business and Finance

Стадии финансирования стартапа: от идеи до IPO

  • November 14, 2014 9:12 PM +06

    Когда стартап получает инвестиции, то основателям приходиться отказываться от части компании. Чем больше проект получает денег, тем меньше доля остается у авторов. При этом ценность доли основателей возрастает. Как правильно основателям стартапа поделить с инвесторами компанию на каждом этапе финансирования, смотрите в этой инфографике.


    Рассмотрим подробнее стадии финансирования стартапа: от идеи до IPO


     

    1. Идея

    Автору идеи изначально принадлежит 100% компании, он пока единственный владелец. Когда работа над проектом началась, тогда запущен процесс создания стоимости стартапа.

    2. Соучредители

    Когда работа над проектом начата, то неизбежно основателю приходиться привлекать других специалистов и формировать команду. Можно нанять нужных людей, как сотрудников, но часто бывает, что на первом этапе ограничены ресурсы. В таких случаях часто основатель предлагает первым сотрудникам компании стать соучредителями, обменять часть компании на работу.

    Как поделить? 20% - слишком мало? 40%? С одной стороны основателю принадлежит идея стартапа. С другой стороны соучредители будут делать половину работы, т.е. их вклад в компанию - 50%. Без них запуск проекта может не состояться и они тоже несут огромные риски.

    Истинное партнерство строится на уважении. Уважение основано на справедливости. Все, что меньше, чем справедливость, развалится в конце концов. В таком случаи лучше дать соучредителям 50%.

     

    До запуска проекту все равно понадобится финансирование. Для того, чтобы идти к венчурному инвестору, желательно иметь уже работающий продукт. Возможны и другие способы инвестирования: кредиты или вложения от семьи и друзей. В последнем случае можно отдать 5% компании за «дружеские» инвестиции.

    При регистрации компании в документах указываются все доли соучредителей. Также рекомендуется оставить 20% для будущих сотрудников, в скором времени это пригодится при общении с инвесторами, а также это «страховка» соучредителей от спорных решений.

    3. Бизнес-ангелы

    Когда до венчурного инвестирования еще далеко, а расходы на создание проекта растут вверх, нужно искать новые источники финансирования:

    1. Бизнес-инкубаторы дадут проекту не только рабочее пространство и менторов, но и инвестиции от $10 000 до $ 25 000, что соответствует 5-10% акций компании.
    2. Бизнес-ангелы могут дать больше денег, но и  их доля в стартапе будет существеннее. Например, компания была оценена в $1 млн. и бизнес-ангел согласен инвестировать $ 200,000, но это не значит, что его доля составит 20%. После его вложения денежная оценка проекта составит $ 1,2 млн, теперь необходимо разделить инвестиции после денежной оценки $ 200 000 / $ 1200000 = 1/6 = 16,7%. Таким образом бизнес-ангел получает 16,7% акций компании, или 1/6.

    В таком случае все доли соучредителей будут разбавлены до 1/6. (см. инфографику). С каждой инвестицией стоимость компании увеличивается, но доля учредителей размывается. В результате автор идеи и первые сотрудники теряют контроль над компанией, поэтому поднимать инвестиции нужно, когда это действительно необходимо. 

    4. Венчурные инвестиции

    Когда у проекта есть работающая версия и первые пользователи, то для дальнейшего развития можно привлекать инвестиции от венчурных фондов. Их вложения должны быть от $ 500 000. Расчет доли венчурного инвестора такой же, как и с бизнес-ангелом. Так, если компания оценивается $ 4 млн., а сумма вложения $ 2 млн., то доля составит 33,3% от компании. Теперь почти треть проекта принадлежит венчурному инвестору.

    И это только первый раунд, потом может быть второй и третий. Однако, любой из трех этапов может не случиться. Например, проекту не хватит средств на развитие и никто не захочет инвестировать. Либо наоборот, компания получит достаточно средств на развитие, чтобы построить бизнес-процессы и получать прибыль, то ее может приобрести более крупная компания или же она может выйти на IPO.

    5. IPO

    Есть две основные причины. Технически IPO – это простой способ собрать деньги, но на этот раз от миллионов обычных людей. Благодаря IPO компания может сразу же продать много акций на фондовом рынке и любой может их купить. Владельцам компании не нужно индивидуально обращаться к инвесторам и просить средства. Кроме того, все соучредители и инвесторы после IPO смогут преобразовать или продать свои акции, соответственно увеличить свою долю или получить наличные деньги. IPO – это событие ликвидности, когда доли в компании становятся легко конвертированы в денежные средства.

    Существует еще одна группа людей, которые действительно хотят, чтобы компания удачно вышла IPO. Инвестиционные банкиры, как Goldman Sachs и Morgan Stanley, которые готовят документы для IPO и ищут богатых клиентов для продажи акций.Банкиры получают 7% от всех денег, что компания поднимает в IPO. Например, в инфографике показано, что на IPO компания привлекла $ 235 млн, а 7% составляет около $ 16,5 млн. (в течение двух-трех недель работы команда из 12 банкиров). 

     

    Cтатья подготовлена на основе материала проекта Funders and Founders