29 июля Илон Маск представил серийную версию электрокара Tesla Model 3 и передал ее первым покупателям (в основном это сотрудники его компании). Это знаменательное событие не только для Tesla, но и всей автомобильной индустрии. Вот как компания Илона Маска повлияла на производство автомобилей в целом.
В октябре 2015 года Tesla впервые выпустила систему автоматического управления Autopilot. Тогда Илон Маск призвал пользователей «быть осторожнее». В конце концов, это был первый случай, когда система полуавтономного вождения такого уровня появилась на серийных автомобилях. Маск заметил, что наверняка «некоторые» не прислушаются к его наставлениям и будут убирать руки с руля, и поэтому напомнил, что «[компания Tesla] не советует этого делать».
Илон все предвидел: буквально через несколько дней на YouTubeпоявилось множество видеороликов, в которых водители Tesla вели себя так, будто находятся за рулем полностью беспилотного автомобиля. Иногда все это заканчивалось плачевно. Такие ролики доказали, что некоторые люди все равно будут вести себя глупо, если им дадут в руки новую и мощную технологию. И самое главное — это событие четко дало понять всей автомобильной индустрии, в каком направлении следует двигаться дальше.
Фото: Engadget
Разумеется, тогда мир увидел не полностью беспилотный автомобиль. Основная функция Autopilot называлась Autosteer. Она помогала машине оставаться на выбранной полосе уже после выезда на дорогу, а также контролировать скорость и выдерживать дистанцию с другим автомобилем.
Беспилотное управление — не просто научный эксперимент, над которым трясутся умники из Кремниевой долины. Это будущее всех автомобилей, и Илон Маск дал прикоснуться к нему обычным людям. После первого появления Autopilot все крупные автомобилестроительные компании объявили о том, что планируют сделать собственные системы полуавтоматического или высокоавтоматизированного управления. General Motors оснастила Cadillac CT6 системой Super Cruise, Mercedes-Benz разработала Drive Pilot, Nissan — ProPilot, Audi утверждает, что ее новый автомобиль A8 будет обладать автономностью третьего уровня. И это лишь несколько примеров.
Фото: Tesla
После релиза Tesla Model 3 встал важный вопрос: как будет развиваться система Autopilot. В прошлом году Tesla прекратила сотрудничество со стартапом Mobileye, занимающимся компьютерным зрением, и решила взяться за самостоятельную разработку беспилотной системы. Затем Илон Маск сообщил, что все электрокары Tesla будут полностью беспилотными. Судя по тому, что было сказано на презентации Tesla Model 3, компания все-таки усовершенствовала автопилот, и за дополнительную плату можно будет установить систему, не требующую нахождения за рулем.
Скоро такая система станет стандартом для большинства транспортных средств. Эксперты считают, что к 2020 году мы увидим на дорогах огромное количество беспилотных или полуавтономных автомобилей. Но именно Tesla была первой компанией, которая выпустила их в серийное производство.
Autopilot заставил крупных автомобилестроителей разрабатывать собственные системы полуавтономного вождения. Точно такое же влияние оказывает на индустрию стремление Илона Маска вывести электромобили в массы. Успех электрокаров Tesla Model S и X, а также то, что Tesla оценивается в $56 миллиардов, четко дают понять, в каком направлении будет развиваться автомобилестроение.
Фото: Tesla
Некоторые конкуренты Tesla настолько подхватили идею перехода на электричество, что даже смогли обогнать компанию. Например, GM выпустила серийную версию своего электрокара Chevy Bolt еще за несколько месяцев до выхода Tesla Model 3. Но, возможно, у Маска еще есть козыри в рукаве. Скорее всего, он будет сравнивать, какое расстояние смогут проехать без подзарядки оба электрокара. В прошлом году Tesla утверждала, что ее автомобиль сможет преодолеть более 346 километров, но насколько более? Chevy Bolt способен проехать 384 километра. Это довольно большое расстояние для базовой модели электрокара, но Илон Маск вряд ли даст конкурентам обогнать себя.
Аналитики утверждают, что к 2040 году 54% всех продаваемых в мире автомобилей будут работать на электричестве. На днях министр охраны окружающей среды Франции заявил, что к этому времени страна запретит продажу машин, работающих на горючем топливе. Эту инициативу поддержало правительство Великобритании. В то же время компания Volvo сообщила, что к 2019 году прекратит продавать автомобили, которые работают исключительно на газе. Все следуют примеру Tesla.
Если взглянуть на все доступные сейчас электрокары, можно заметить, что выглядят они, мягко говоря, не очень здорово. Большинство из них — это квадратные уродливые хэтчбеки со странными дизайнерскими особенностями. Ни один электрокар не похож на элегантный Tesla Model S, и не удивляет, как Model X. Новый Tesla Model 3 называют самым уродливым автомобилем из тройки машин Tesla. Тем не менее, некрасивый дизайн не отпугнул клиентов, и более половины миллиона людей выложили более $1000, чтобы зарезервировать себе такой электрокар.
Электрокары еще находятся на ранней стадии развития, поэтому их рынку еще предстоит пережить взлет. В прошлом году продажи электромобилей составили всего 1% от общего объема продаж машин в США. Недавний опрос среди 2500 американцев выявил, что 60% из них до сих пор не знает о существовании электромобилей, а многие сомневаются, смогут ли такие машины преодолевать большие расстояния и смогут ли они всегда найти станцию подзарядки.
Фото: Tesla
Но стали бы люди с таким энтузиазмом говорить об электрокарах, если первый электромобиль выпустил Ford или Nissan? Именно Tesla сделала электрокары такими крутыми и желанными. Превратив средство передвижения в планшет на колесах, Tesla заставила покупателей сравнить свои автомобили с продукцией конкурентов — и в итоге люди стали за несколько дней выстраиваться в очереди за электрокарами Tesla.
Заглянув внутрь салона машины Tesla, невольно вспоминается Apple. Ни один автопроизводитель не рискнул заменить центральную приборную панель 17-дюймовым экраном планшета. Но это потому, что за плечами у этих автомобилестроительных компаний вековое наследие. Как написал журналист издания The Verge, «Tesla появилась в такое время, когда подобная технология стала основополагающей, а не развивающейся».
Автомобили Tesla обновляют свое ПО по технологиям беспроводной связи, а значит другие представители индустрии могут за ними не угнаться и быстро устареть. Например, Tesla Model S вышла пять лет назад и с тех пор есть лишь несколько автомобилей, способных обновлять свою прошивку по Wi-Fi.
Фото: Tesla
Классические автопроизводители зависят от дилеров и посредников, а вот Tesla предпочитает напрямую продавать электрокары своим почитателям. Вместо того чтобы полагаться на посредников для техобслуживания, компания может самостоятельно выпустить обновление, которое исправит ту или иную ошибку.
Tesla помогла показать, какую важную роль играет Кремниевая долина в индустрии автомобилестроения. До ее появления существовало лишь несколько стартапов, работающих в этой области. Теперь же каждые несколько месяцев на свет появляется очередной «убийца Tesla».
Faraday Future, Lucid Motors, NextEV и другие стартапы пытаются подражать стратегии Илона Маска. Они создают электрокары класса «люкс» (а в случае с Faraday Future — даже «экстра-люкс»), собирают фанатскую базу, а затем используют все средства, чтобы построить империю на массовом рынке. Сам Илон Маск лишь подошел к этой стадии. Сможет ли он добиться успеха в серийном производстве электрокаров или нет, зависит от множества факторов, например, от того, сможет ли его компания поднять уровень массового производства.
Фото: Tesla
«Цель, с которой мы создали Tesla десять лет назад, до сих пор осталась неизменной, — написал Маск в 2013 году. — Мы хотим как можно раньше вывести на массовый рынок электромобили, чтобы тем самым дать старт появлению экологичного транспорта».
Маск отметил, что ему пришлось потратить много времени и сил, чтобы Tesla стала такой, какой мы видим ее сейчас. «Наш первый продукт не смог бы добиться такого успеха, потому что тогда мы были стартапом, который еще никогда не делал автомобили и не обладал возможностями для дальнейшего масштабирования», — сказал он.
Глава Tesla развеял большинство сомнений о том, что невозможно создать новый автомобильный бренд с нуля. А затем он изменил целую индустрию так, что она начала прислушиваться к его концепции будущего. Сможет ли он вести ее за собой дальше или нет, зависит от того, что произойдет в ближайшие несколько месяцев, и от первых отзывов о новом автомобиле Tesla. Hyperloop и подземные тоннели не так важны. Главное следить за тем, что будет с Tesla Model 3 — именно этот автомобиль покажет нам, каким станет будущее.