Автор статьи Эндрю Кис (Andrew Keys), соучредитель ConsenSys Capital и ряда других компаний, делится своими прогнозами для криптовалютного пространства на 2018 год. Особенно его интересует, как будет развиваться и применяться технология блокчейн. Оригинал материала опубликован в блоге компании ConsenSys.
1. Биткоин — это нулевое поколение технологии блокчейн, увертюра, первая подача, первый наркотик и MySpace криптовалютного мира
Мы должны поблагодарить его за работу, так как ни одна из следующих технологий не была бы доступна без детища Сатоши, но мы собираемся двигаться дальше.
Сатоши свёл воедино структуру базы данных с p2p-сетью, криптографической токенизацией, алгоритмом формирования консенсуса и экономической стимуляцией в духе теории игр.
Он создал средство для цифрового хранения и передачи ценности, которое не требует доверять третьему лицу.
Это позволяет людям хранить биткоин как «цифровое золото», хотя это лишь один из случаев применения технологии, подаренной нам Сатоши.
Биткоин как цифровое средство хранения ценности — наименее интересный случай использования блокчейна. Вот, я это сказал.
Более интересные случаи использования блокчейна — это программируемые деньги, программируемая передача активов и совместно используемая бизнес-логика, которая в то же время не позволяет несанкционированный доступ к денежным средствам.
Люди, зацикленные на биткоине, не учитывают, что мы уже вплотную подходим к принципиально новой всемирной сети.
Протокол биткоина — это как крупнейшая в мире счётная доска; он всего лишь позволяет нам перемещать монету с одной стороны на другую.
Конечно, при этом идею глобального цензуростойкого носителя информации нельзя назвать тривиальной. Однако вряд ли стоит переоценивать ограниченные перспективы проекта, который использует виртуальную машину, не полную по Тьюрингу.
Вот пример скрипта биткоина:
scriptPubKey: OP_DUP OP_HASH160 OP_EQUALVERIFY OP_CHECKSIG
scriptSig:
Он показывает ограничения, присущие языку биткоин-скрипта. Эфириум можно рассматривать как «биткоин и всё остальное»: у него есть свой язык программирования высокого уровня, напоминающий JavaScript.
В эфириуме, сохраняя возможность хранения и передачи ценности (единственный вариант использования биткоина), мы также можем программировать наши соглашения.
Вот два примера типичных соглашений, которые теперь легко кодируются с использованием языка программирования Solidity для эфириума.
Заем
ICO
Cоглашения, написанные адвокатами в Microsoft Word и заверенные нотариусами, превращаются в соглашения, связанные с машинным кодом, — транзакционные активы, у которых цифровая природа.
Так же, как интернет перевёл связь в раздел стандартизированных и доступных услуг и соответственно повлиял на её цену, так и эфириум сделает общедоступным заключение соглашений и установление доверительных отношений.
2. 2018-й для блокчейна — это эквивалент интернет-бума 1994-1996 годов
Сначала был Intranet
Развитие интернета начиналось с частных интрасетей (Intranet), и контролируемые блокчейны уступят место цензуростойким блокчейнам, когда те успешно достигнут нужного уровня масштабируемости и конфиденциальности.
Стек
В следующем своём поколении интернет станет «стеком», состоящим из:
Стандарты
Как отметил Джереми Миллар при запуске Enterprise Ethereum Alliance, в 2018 году технология блокчейн получит огромную помощь в формальных процессах стандартизации. Это будет происходить аналогично тому, как Java превратилась в Java 2 Enterprise Edition путём стандартизации баз данных и веб-API, что было сделано с целью её популяризации как наиболее широко используемого языка программирования для всего мира.
Потребительские приложения
Ранними случаями использования потребительских интернет-приложений в 90-х годах были игры и азартные игры, порнография и т.п.
Интересно то, что нынешние лидеры, которые базируются на эфириуме, относятся к тем же жанрам (например, Spankchain, Fun Fair, Virtue Poker и Crypto Kitties).
3. В 2018 году эфириум по-прежнему будет крупнейшей экосистемой разработчиков блокчейна и увеличится в несколько раз
Разработчики, разработчики, разрабочики… ну, вы поняли.
Обычно выигрывают те экосистемы, в которых много разработчиков.
Я не понимаю, как контролируемые блокчейны, у которых нет криптоэкономических стимулов, будут когда-нибудь конкурировать с открытыми цензуростойкими экосистемами.
У эфириума уже есть процветающее сообщество разработчиков.
Например, в сети разработчиков смарт-контрактов Truffle есть более 250 000 материалов для скачивания, созданных разработчиками.
Сервис Infura — аналог Akamai для эфириума и IPFS — теперь обрабатывает более 2 млрд. запросов в день и будет плавно масштабироваться до 4,5 млрд. запросов к декабрю этого года.
У сервиса кошельков MetaMask, который позволяет интегрировать эфириум в браузеры, уже есть более 500 000 активных пользователей.
4. Блокчейн станет вместилищем добрых дел
По мере того как мир начнёт обращать внимание на социальные последствия технологии блокчейн, в 2018 году мы увидим всплеск её гуманитарных применений.
В 2017 году мы узнали, что Всемирная продовольственная программа использует эфириум для распространения 1,4 млн. ваучеров на питание среди 10 500 сирийских беженцев в Иордании.
И эта система нацелена на проведение 1 млн. транзакций в день. Инновационная программа под названием Building Blocks хорошо демонстрирует, как эффективность базы данных может принести ощутимые выгоды людям, оказавшимся в уязвимом положении.
Я приветствую усилия Всемирной продовольственной программы и считаю, что её успех — это признак приближения великих событий.
5. Бизнес снимет «тренировочные» колёса
В то время как цензуростойкие блокчейны продолжат работу над своей масштабируемостью и приватностью, контролируемые блокчейны будут и дальше терять разработчиков и клиентскую базу.
Так было с некоторыми интернет-сервисами AOL, Prodigy и Compuserve. Контролируемые блокчейны могут прижиться в узких интрасетях, так же как SWIFT ранее не касался интернета.
Однако «нормальный» бизнес будет использовать цензуростойкие протоколы.
Интрасети были отличными «тренировочными» колёсами, пока интернет не распространился повсеместно. Контролируемые блокчейны в 2018 году, скорее всего, пойдут по аналогичному пути.
6. Proof-of-stake изменит правила достижения консенсуса
В канун 2018 года исследовательская группа эфириума запустила первый тестнет экспериментального протокола Casper. В 2018 году всё блокчейн-пространство будет наблюдать за переходом эфириума с proof-of-work на proof-of-stake.
Алгоритм консенсуса proof-of-work — это экономическая мера для предотвращения в блокчейне DDOS-атак и других нарушений вроде рассылки спама.
Proof-of-work требует некоторой работы от приложений, запрашивающих взаимодействие с веб-сервисом. Обычно это делается путём обработки сложных уравнений на компьютере с графическим процессором или ASIC-устройстве.
В публичных блокчейнах с proof-of-stake, например в предстоящей реализации Casper в эфириуме, системы проверки достоверности (валидаторы) делают ставку на блоки, которые, по их мнению, должны быть проверены.
При этом значение голоса каждого валидатора зависит от размера его депозита.
Наказания предусматриваются для плохих игроков, которые либо делают ставку на более чем один блок на определённой глубине, либо не участвуют тогда, когда они должны делать это.
Преимущества proof-of-stake:
• Возможность сокращения потребления электроэнергии и затрат на оборудование для обеспечения безопасности блокчейна. По некоторым прогнозам, к 2020 году сеть биткоина будет потреблять столько же электричества, сколько Дания.
• Из-за снижения потребления энергии выпуск токенов не будет неотъемлемой частью секьюритизации сети. Может происходить отрицательный чистый выпуск токенов, в результате чего токены будут сжигаться, уменьшая предложение и увеличивая ценность, приходящуюся на каждый токен.
• Атаки 51% станут более дорогими, причём подорожают они экспоненциально. Вы будете серьёзно рисковать из-за того, что вы делаете. Например, Влад Замфир объясняет, что «если вы участвуете в неудачной атаке 51%, proof-of-stake просто спалит все ваши ASIC-устройства».
7. SAFT не станет финальным вариантом регулирования для токенов
Поскольку всё больший процент населения земли осознаёт преимущества оригинальных цифровых активов для всего: природных ресурсов, фиатных денег, золота, музыки, баллов лояльности, билетов на концерты, программного обеспечения, недвижимости, регистрации устройств IoT, акций и т.д., мировым распределённым ресурсам потребуется регулирование.
Регуляторы должны создавать спецификации для программного обеспечения смарт-контрактов и разрабатывать тесты, которые будут проходить соответствующие компании.
Ряд юристов подготовили подробный white paper для SAFT (Simple Agreement for Future Tokens — некоторый аналог SAFE от Y-Combinator, одна из первых попыток саморегулирования в этой области).
Однако я не уверен, что SAFT при своих благих намерениях подойдёт для большинства токенизированных проектов.
Моя компания ConsenSys запустила Brooklyn Project для того, чтобы взаимодействовать со светлыми умами компании Cardozo Law и собственной юридической команды, которые вместе составили документ, где подробно изложены ограничения для использования стандартного SAFT.
Token Foundry станет первой платформой, позволяющей запускать стандартные служебные токены в соответствии с нормативными требованиями — без использования SAFT.
Это значит, что каждый сможет покупать токены при их первоначальной продаже, таким образом, продолжится демократизация венчурного капитала.
Я думаю, что в 2018 году обсуждение SAFT продолжится. И я с нетерпением ожидаю, что в 2018 году ConsenSys сможет поделиться передовыми практиками токенизации.
8. Экосистема блокчейна значительно расширит свои образовательные инициативы
«Образование — самое мощное оружие, которое вы можете использовать, чтобы изменить мир» — Нельсон Мандела
До недавнего времени те, кто обучался по IT-специальностям, становились в основном инженерами-программистами.
В 2018 году будут созданы специализированные образовательные программы и даже MBA для разработчиков политики, юристов, руководителей проектов, топ-менеджеров в области блокчейна, которые должны понимать последствия применения этой новой технологии. Академия ConsenSys уже развернула многие из этих инициатив.
9. Налоговые службы активизируются по всему миру
«Ничего нельзя предсказать точно, кроме смерти и налогов» — Бенджамин Франклин
В США уже существует прецедент, когда биржу Coinbase заставили «сдать» свою историю торговли вместе с пользовательской базой. Я ожидаю распространения подобной практики.
Программное обеспечение, такое как Balanc3, используется для отслеживания информации о прибылях и убытках людей и компаний на рынках цифровых активов, а также для получения всей истории их трейдинга. Советую вам платить налоги.
10. Люди будут контролировать свою онлайн-идентификацию
Мы увидим рост тенденции, когда люди, компании и машины смогут управлять своей идентификацией самостоятельно, без сторонних поставщиков услуг: банков, соцсетей, интернет-провайдеров и др.
Интересно, что правительства будут всё чаще брать на себя функцию подтверждения информации в таких независимых системах.
Подобное решение уже реализуется в швейцарском Цуге: местные власти верифицируют идентификационные данные в системе uPort, основанной на эфириуме и предоставляющей гражданам возможность пользоваться цифровыми удостоверениями личности.
11. Правительства и регуляторы поддержат использование блокчейна для отслеживания ценных активов и грузов
«Цепочки поставок могут быть очень сложными» — Элон Маск
Компании и организации поймут, что базовую инфраструктуру отслеживания и контроля можно доверить публичному блокчейну.
Это приведёт к снижению издержек и нормативного бремени, а также увеличит лояльность клиентов. Подобные тенденции создадут основу для общей инфраструктуры отслеживания и контроля на основе публичного блокчейна.
Крупнейшие компании из списка Fortune 50 уже требуют применения публичных блокчейнов в сфере отслеживания и контроля, для чего на данный момент разрабатываются решения на платформе Viant.
12. Эволюция права будет пересекаться с информатикой
«Первое, что мы сделаем: давайте убьём всех адвокатов» — Уильям Шекспир
Адвокаты завтрашнего дня должны понимать фундаментальные аспекты информатики не хуже, чем юридические прецеденты.
Используя OpenLaw, юристы смогут создавать, развёртывать и редактировать правовые соглашения нового поколения, основанные на эфириуме и IPFS.
Вот отличные примеры: покупка ограниченных акций, трудовой договор и соглашение о покупке токенов ERK20.
Enterprise Ethereum Alliance сформировал рабочую группу при участии многих ведущих юридических фирм и школ для того, чтобы юридическая отрасль могла обучаться и адаптироваться к внедрению технологии блокчейн.
13. Олаф Карлсон-Ви: «Разработчики проектов с открытым исходным кодом и p2p-протоколов впервые смогут монетизировать свои проекты на уровне протокола»
Мы действительно сможем стимулировать и монетизировать проекты с открытым исходным кодом.
Новые токенизированные проекты, такие как Bounties.Network и Gitcoin, добавят разработке программного обеспечения новый криптоэкономический уровень.
14. Ошибки, уходите! В 2018 году аудит смарт-контрактов станет необходимостью
Десятилетиями разработчики программного обеспечения создавали код с ошибками, и это было не так критично, ведь программное обеспечение в большинстве случаев служило механизмом связи.
Однако при переходе к «интернету ценностей» с цифровыми токенизированными активами ошибки могут означать потерю капитала.
Нам не нужно повторять ошибок прошлого, особенно 2016 и 2017 годов, чтобы признать: система аудита безопасности для смарт-контрактов необходима.
Такие продукты, как Phil Daian и ConsenSys Diligence, должны стать основой аудита безопасности для смарт-контрактов. Возможно, это одна из крупнейших экономических ниш экосистемы блокчейна.
15. Не только регулировать блокчейн, но и регулировать ЧЕРЕЗ блокчейн
2018 год станет годом взаимодействия правительств с гражданами и правительств между собой, то есть годом законов, правил и договоров, заключённых посредством смарт-контрактов.
Такое взаимодействие сторон будет в сто раз дешевле, заметно надёжнее и позволит осуществлять надлежащий надзор, не требуя предъявления личных или корпоративных данных.
16. «Стейблкоины» уже на подходе
Стейблкоины (stablecoins), то есть монеты с фиксированной стоимостью в фиатных валютах, станут основой финансовых инструментов для хеджирования и деривативов, что позволит перейти к безопасным и удобным финансовым продуктам. Maker DAO, VariabL и Basecoin собираются реализовать их в экосистеме стартапов, но я думаю, что это отличное поле деятельности и для банковского бизнеса, который будет заниматься обеспечением ценности, ликвидности и достоверности данных для экосистемы цифровых активов.
Я предсказываю, что в 2018 году мы увидим стабильные монеты на основе блокчейна, если они получат одобрение со стороны властей.
17. Фьючерсы на криптовалюты продолжат развиваться
Первые фьючерсные биткоин-контракты на регулируемых биржах США были расчётными.
Я считаю, что этот рынок в дальнейшем перейдёт к контрактам, предусматривающим реальную поставку товара, что позволит избегать манипуляций.
Кроме того, мы увидим производные других цифровых активов, например эфира.
Эти деривативы также помогут собирать данные по форвардному ценообразованию, которые необходимы для создания и развития биржевых фондов c цифровыми активами.
18. К 1 января 2019 года общая рыночная капитализация цифровых активов на базе блокчейна превысит $2 трлн.
«Новая машина, икра и сны наяву» — Pink Floyd, «Money»
Цена эфира в 2018 году превысит $2000. Он по-прежнему будет стремиться превзойти биткоин по цене и рыночной капитализации.
Сложности в управлении, нежелание развиваться и чрезвычайно высокие комиссии могут сильно подорвать позиции биткоина.
Кроме того, реальные шансы затмить биткоин есть у Bitcoin Cash. Filecoin может обогнать биткоин по рыночной капитализации в 2023 году.
Будет и криптозима. Не стану утверждать, что она близко: в 2018-м молодая индустрия криптовалют продолжит наслаждаться весной.