Перейти на главную страницу справочника.
Обмотка двигателей с совмещёнными обмотками может быть однослойной, одно-двухслойной, двухслойной и трёхслойной с диаметральным или укороченным шагом.
Схемы укладки двигателей с совмещёнными обмотками для замены обычных обмоток.
Число пазов Обороты в минуту 3000 1500 1000 750 600 500 12 18 24 27 30 36 42 45 48 54 60 72Схема соединений совмещённых обмоток с параллельным соединением фаз.
Схема соединений совмещённых обмоток с последовательным соединением фаз.
(При одинаковом количестве секций в фазах основной и совмещённой обмоток)
Пересчет схемы укладки обычной обмотки на совмещённую.
Сдвиг между основной и совмещённой обмоткой составляет 30 электрических градусов. Начало совмещённой обмотки укладывается через Zx пазов от начала основной обмотки.Для примера возьмем двигатель серии 4А90L2. Пересчет выполняем на совмещённую обмотку с последовательным соединением фаз.
Таблица №1
Тип Р1. Сдвиг от начала основной обмотки до начала совмещённой у этого двигателя будет 2 паза.
2. Данный двигатель имеет однослойную обмотку. Для перехода на совмещённую воспользуемся типовой схемой укладки обычной двухслойной обмотки для двигателей с количеством пазов 24.
3. Проверяем по Рис 1 сдвиг от начала основной обмотки до начала совмещённой, в нашем случае 2 паза. Катушка обмотки четырёхсекционная и соответствует условиям расчета. Получится двухсекционная катушка для основной обмотки и двухсекционная катушка для совмещённой. Сдвиг от начала основной 2 паза.
4. Рисуем схему укладки с совмещёнными обмотками. Рис 2. Основная обмотка катушки в фазах с нечётными номерами. Совмещённая обмотка катушки в фазах с чётными номерами. Обратите внимание, что основная и совмещённая обмотки расположены в разных пазах, но об этом чуть позже.
5. Пересчитываем однослойную обмотку двигателя на двухслойную. Количество витков в пазу остаётся 44, а количество витков в секции уменьшаем в два раза. При переходе с однослойной обмотки на двухслойную с укороченным шагом нужно увеличивать число витков в пазу, а чтобы обмотка поместилась в паз сечение провода приходится уменьшать. В данном случае мы оставляем количество витков в пазу 44, после расчёта получится двигатель с увеличенным током холостого хода, но в нагрузке благодаря характеристикам совмещённой обмотки ток не превысит номинального.
Таблица №2
Тип Р6. Основная обмотка остается без изменения (22 витка в секции, диаметр провода 1,08), совмещённую обмотку пересчитываем со звезды на треугольник. Количество витков в секции после пересчета 38 . Сечение провода после пересчета 0,529 . По таблице сечений круглого провода выбираем провод с диаметром 0,80.
7. После пересчета обычной обмотки на совмещённую с последовательным соединением фаз, получился электродвигатель имеющий следующие обмоточные данные:
Таблица №3
Тип Р8. По Рис 2 основная обмотка занимает пазы 1;2;5;6;9;10;13;14;17;18;21;22, а совмещённая обмотка занимает пазы 3;4;7;8;11;12;15;16;19;20;23;24. По Таблице №3 диаметр провода для основной обмотки 1,08 мм, для совмещённой диаметр провода 0,80 мм. Соответственно ток в катушках и пазах обмоток будет разным. Для выравнивания тока в катушках пересчитаем основную обмотку на две параллельные ветви. При пересчете обмотки электродвигателя с одной параллельной ветви на две параллельные ветви количество витков увеличивается в два раза, а сечение провода уменьшается в два раза. Новое количество витков в основной обмотке получилось 44 . Новое сечение провода в основной обмотке получилось 0,458 . По таблице сечений круглого провода выбираем провод с диаметром 0,77.
9. После пересчета основной обмотки, получилось:
Таблица №4
Тип Р10. По Таблице №4 диаметр проводов основной и совмещённой обмоток примерно одинаковый, соответственно и ток в катушках будет близким к равному. Двигатель можно перематывать по данным Таблицы №4, но мы рассчитываем совмещённую обмотку с последовательным соединением фаз и есть возможность выполнить обмотку с одинаковыми витками в катушках и одинаковым проводом. Для этого к виткам в секции основной обмотки прибавляем витки в секции совмёщенной и делим на 2, получилось 41 , складываем сечения основной обмотки и совмещённой и делим на 2, получилось сечение провода 0,493 . По таблице сечений круглого провода выбираем провод с диаметром 0,80. Проверяем заполнение паза заводской обмотки двигателя 4A90L2 с новой обмоткой . Заполнение паза в новой обмотке превышает заводскую, поэтому воспользуемся проводом 0,77.
11. После пересчета получилось:
Таблица №5
Тип РСхема соединений совмещённой обмотки с последовательным соединением фаз 3000 об/мин. Количество параллельных ветвей в основной обмотке а=2, совмещённой а=1.
07.12.2014 г.
Литература по данной теме:
Дуюнов Д.А. "Электродвигатели с совмещёнными обмотками (СЛАВЯНКА)"