Люди поселились в интернете. И в этих условиях обитания закономерно появление вопроса о приватности их интернет-жизни. Мы все живем под постоянным наблюдением, пусть и в скрытой форме. И вряд ли кто-то будет спорить с тем, что контроль с каждым днем только усиливается.
Эксперты оценили нынешнюю ситуацию и спрогнозировали будущее приватности онлайн-данных до 2025 года. Правда, мнения коллег существенно разнятся.
Был разработан специальный опрос, в котором приняло участие около 2.5 тысяч экспертов из разных профессиональных групп: исследователи, футурологи, представители власти, профессора университетов, руководители крупных технологических компаний.
Так, на вопрос о том, будет ли через 10 лет существовать безопасная и надежная система защита персональных интернет-данных, 45% респондентов ответили утвердительно, но около 50% опрошенных сошлись на том, что в настоящий момент развитие такой инфраструктуры невозможно. Современные власти не считают необходимым выработку норм регулирования этого щекотливого аспекта.
«У бизнеса и правительств недостаточно мотивации для усиления защиты приватности. Отчасти это происходит потому, что люди готовы отдавать личные данные за очень небольшие вознаграждения — например, чашку кофе», — такими размышлениями поделились опрошенные с представителямиисследовательского центра Elon's Imagining the Internet Center.
Усовершенствование приложений типа «умный дом», «фитнес-трекеров», интернет-закупок и т.п. будет заставлять людей больше доверять интернету. Сейчас пользователь совсем не защищен от постоянного наблюдения. Он соглашается принимать участие в опросах, ставит метки и чекины. Практически любая информация может быть использована технологическими компаниями в своих интересах.
«Приватность перестала быть правом и стала товаром, который можно купить», — именно так охарактеризовал эту опасную тенденцию профессор Стэнфордского университета Пол Саффо.
Вице-президент компании Google Винта Серф тоже прокомментировал исследование: «Загрузка и отметки на фотографиях и видеороликах без согласия пользователя может стать социально неприемлемым действием. Социальное неприятие, возможно, придется подкреплять законодательными мерами — подумайте, к примеру, о ремнях безопасности и курении в общественных местах».
Тем не менее нынешнее поколение больше готово впускать в свою частную жизнь интернет, чем поколения предыдущие. «Старшее поколение выработало привычку к определенному уровню приватности, который не испытывала молодежь. По тому, от чего старшему поколению придется отказаться, молодые люди не будут скучать. Забота о приватности будет только снижаться», — считает исследователь компании Microsoft Джонатан Грудин.