Любой Startup требует определённых финансовых вливаний, и вряд ли стоит рассчитывать только на свой карман. Выход один — привлекаем инвестора, а то и нескольких, которые готовы будут выделить необходимую сумму.
Мартин Цвиллинг — предприниматель, который за свою карьеру стал инвестором, а впоследствии и членом совета директоров, сотен различных предприятий, уже неоднократно в своих книгах уделял особое внимание тому, как привлечение инвесторов. Господин Цвиллинг уверяет, что этот момент в бизнесе не просто является отправной точкой, он задаёт вектор вашего предприятия на длительное время.
«Просить нужно в пределах минимума, необходимого для срабатывания бизнес-плана.»
Почему именно такую сумму? Да просто потому, что нормальный инвестор захочет получить отчёт по каждой потраченной копейке, и, соответственно, с каждой копейки захочет получить процент. Определиться с необходимой суммой можно следуя представленным ниже пунктам.
Предположим, вы являетесь собственником интернет - магазина, для развития которого вам нужны средства, которых у вас на данный момент нет. По максимальной оценке ваш интернет – магазин стоит 1 000 000 рублей (цифры для примера берём с «потолка» для удобства). В этом случае, весьма глупой затеей будет попытка попросить у инвестора на развитие 1 000 000 рублей, так как за эти деньги он с таким же успехом купит себе аналогичное предприятие, вложит в него деньги сверху и получит всю прибыль. Иными словами, ваше предложение ему будет просто не интересно. Но, если вы попросите на развитие каких-то 300 000, с условием, что инвестору будет принадлежать 30% вашего предприятия, такое предложение его, скорее всего, заинтересует.
Сумма инвестиций напрямую зависит от типа инвестора. Частные инвесторы — бизнесмены, которые готовы вкладывать свои деньги в начинающие проекты, так называемые бизнес-ангелы — всегда готовы. Однако их интересует серьёзная прибыль в соотношении с определёнными рамками инвестиций. Иными словами, малые суммы им не интересны, а большие (более миллиона долларов) чаще всего неподъёмны.
Серьёзные инвестиционные фонды не станут рассматривать вашу компанию, как перспективную, если в неё нельзя вложить сумму более двух миллионов долларов. Иными словами, мы со своим интернет-магазином, который стоит не более одного миллиона рублей, вообще не найдём инвестора среди этих двух типов.
Если ваш проект всё ещё на «бумаге», несмотря на все перспективы и прибыли в будущем, оба эти типа инвесторов вообще не захотят с вами разговаривать, так как им необходимо увидеть сам продукт.
Однако есть третий тип инвесторов — мелкие бизнесмены, знакомые или родственники, которые готовы предоставить определённую сумму в обмен на тот же процент от компании. Однако господин Цвиллинг отмечает, что в этом случае куда более рациональным вариантом может стать простой кредит.
Если ваше предприятие уже работает и даже приносит некоторый доход, а инвестиционные вливания вам нужны в качестве дополнительного подкрепления, чтоб, так сказать, не топтаться на месте, а вырваться вперёд, опираться на стоимость компании недостаточно. Тут вам нужна сумма, которая позволит не уйти в минус в случае непредвиденных ситуаций.
Прежде всего, необходимо чётко представлять финансовую модель с соотношением доходов и расходов, найти момент максимальных затрат и добавить к ним резерв в размере 25% от суммы затрат.
То есть, опять берём с «потолка», если максимальные затраты при минимально возможной прибыли составляют 300 000 руб. и к этой сумме в качестве резерва плюсуем 25%, то просить у инвестора необходимо 375 000 рублей.
Только не забывайте, что необходимо предоставить инвестору точные, а не приблизительные или округлённые расчёты. Иначе вы не будете убедительны.
Предложение финансового вливания не сразу, а поэтапно может быть более привлекательным для инвестора, и менее суровым для вас, в случае провала. Инвестиции частями, которые предоставляются строго в определённых этапах развития, позволяют инвестору снизить риски и одновременно видеть насколько хорошо движутся дела. В случае, если вы не сможете достичь заявленного показателя на определённом этапе, инвестор может просто прекратить последующие вливания.
Хорошему инвестору важно видеть, куда и на что потрачены его деньги. Разбрасывание деньгами инвестор не потерпит. Даже если вы будете уверять его, что затраты на новые удобные офисные кресла, взамен старым, каким-то образом себя оправдают, вы рискуете, откровенно говоря, «нарваться на грубость». Инвестору важно видеть, что все его деньги, до копеечки, работают на прибыль здесь и сейчас, а не когда-то потом.
Этот момент нужно рассчитать сразу.
Дело в том, что, вливая деньги в новую компанию, инвестор планирует получить прибыль. И его не интересуют дополнительные пару тысяч долларов.
К тому моменту, как ваш инвестор решит «выйти» из игры, он, как правило, рассчитывает увеличить вливаемые в вашу компанию средства в десять раз. Если вы не сможете предоставить прогнозы такого плана, уговорить инвестора дать вам денег будет весьма сложно.
То есть, опять, вернувшись к вымышленному интернет-магазину, оценённому в один миллион рублей, вы должны предоставить инвестору прогнозы, что по истечению определённого срока цена предприятия возрастёт в десять раз.
И в заключении один важный момент, про который, находясь в эйфории, многие забывают. Деньги инвестора — это не подарок, и не одолжение. Это материальное подкрепление вашего бизнеса на определённом этапе, которое, в процессе, необходимо отрабатывать.