Forums » Religion

Краткий обзор религий от древних до мировых

  • March 5, 2018 9:11 PM +06

    Зарождение религий
    Процесс социогенеза длившийся 1,5 млн. лет на протяжении "каменного века" (палеолита) завершился приблизительно 35-40 тыс. лет назад. К этому рубежу пралюди - неандертальцы и кроманьонцы уже умели добывать огонь, имели родовой строй, язык, обряды, живопись. Наличие родовых отношений означало, что пищевые и половые инстинкты были поставлены под контроль общества. Возникает представление о дозволенном и запрещённом, появляются тотемы - изначально это "священные" символы животных. Появляются магические обряды - символические действия, направленные на конкретный результат.
    В IX-VII тысячелетии до нашей эры происходит так называемая неолитическая революция - изобретение земледелия. Период неолита длится до появления первых городов в IV тыс. до нашей эры, когда считается началась история цивилизации. 
    В это время возникает частная собственность и, как следствие, неравенство. Возникшим в обществе процессам разобщения должна быть противопоставлена признаваемая всеми система ценностей и стандартов поведения. Тотем видоизменяется и становится символом высшего существа, имеющего неограниченную власть над человеком. Таким образом религия приобретает глобальный характер, окончательно оформляясь в социально-интегрирующую силу.

    Древний Египет
    Возникшая на берегах Нила IV тыс. до нашей эры египетская цивилизация одна из самых древних. Влияние тотемизма в ней ещё очень сильно и все первоначальные египетские боги звероподобны. В религии появляется вера в загробное воздаяние, а существование после смерти ничем не отличается от земного. Вот например слова формулы самооправдания умершего перед Озирисом: "...Я не чинил зла... я не крал... я не завидовал... я не лице мерил... я не лгал... я не пустословил... я не совершал прелюбодеяния ... я не был глух к правой речи... я не оскорблял другого... я не поднимал руку на слабого... я не был причиной слез... я не убивал... я не сквернословил...". 
    Считается, что Озирис ежедневно умирает и воскресает как Солнце, в чём ему помогает его жена Изида. Идея воскрешения потом будет повторена во всех религиях искупления, а культ Изиды будет существовать и во времена христианства, став прообразом культа Девы Марии.
    Египетские храмы не только место культа - это и мастерские, и школы, и библиотеки, и место сбора не только жрецов, но учёных того времени. Религия и наука, как и другие общественые институты, в то время ещё не имеют чёткой дифференциации.

    Древняя Месопотамия
    В IV тысячелетии до нашей эры в долине между реками Тигр и Ефрат развивается государство шумеров и аккадян - Древняя Месопотамия. Шумеры изобрели письменность, стали строить города. Они передали своим историческим преемникам - вавилонянам и ассирийцам, а через них - грекам и евреям свои технические достижения, юридические и нравственные нормы. Шумерские сказания о всемирном потопе, сотворении мужчины из глины, а женщины из ребра мужчины стали частью ветхозаветных преданий. В религиозных представлениях шумеров человек существо низшее, удел его вражда и болезни, а после смерти - существование в мрачном подземном мире. 
    Все жители у шумеров принадлежали к своему храму как к общине. Храм заботился о сиротах, вдовах, нищих, выполнял административные функции, улаживал конфликты горожан и государства. 
    Религия шумеров была связана с наблюдением планет и толкованием космического порядка - астрологией, родоначальниками которой они стали. Религия в Месопотамии не носила характер строгих догматов, что отразилось в свободомыслии античных греков, много перенявших от шумеров.

    Зороастризм
    Зороастризм появился в Персии (территория нынешнего Ирана) и относится уже к числу развитых религий. Основатель зороастризма - пророк Зороастр (Заратуштра) жил в VIII - IX веке до н. э., в одно время с Буддой Шакьямуни и на 100 лет раньше Конфуция и Лао-цзы. В зороастризме совершается переход от магических религий к этическим, возникает идея постоянной борьбы добра и зла, идея рая, концепция греха, учение о конце мира и "страшном суде". Важным социологическим моментом в зороастризме был протест против угнетения низших слоёв, мудрость власти провозглашалась в создании справедливого порядка общественной жизни. Впоследствии зороастризм был вытеснен исламом, в настоящее время сохранился в Индии.

    Индуизм
    Индуизм - религия постижения единого порядка и истинного смысла всего сущего, что даст возможность жить безграничной жизнью - стать богом - уже в этом мире. К этому ведёт путь из многих повторных рождений - путь кармы, где каждое воплощение необходимый этап этого пути со своими нормами поведения - кастовыми различиями. Вся совокупность средств для достижения истины называется йога. Высший авторитет имеют не правители или военачальники, а аскеты и отшельники. 
    Индуизм для Индии - это больше чем религия, это образ жизни , включающий в себя как простейшие обряды, так и всю жизненную философию. Важнейшими богами являются Брахма - верховный бог, Шива - созидатель и разрушитель и Вишну - охранитель, последний имеет множество воплощений (аватар), наиболее почитаемые - Рама и Кришна. Индуизму присущи черты мировых религий, но необходимая принадлежность верующего к какой-либо касте, определяющей его религиозную роль, не позволила индуизму выйти за пределы Индии. 

    Конфуцианство и даосизм
    Китайские религии - это религии порядка и долга. В древнем Китае отношение к верховному богу Шанди как первопредку, который должен заботиться о благополучии своего народа, вылилось с одной стороны в почитание предков и традиций, с другой - в усиление рационального начала в отношении к жизни, но не ради будущего спасения, а потому что это прилично человеку. В Китае малозначима роль духовенства, функции которой часто - "по совместительству" - выполняли чиновники.
    Философское мышление в древнем Китае начинается с деления всего сущего на мужское начало- ян, ассоциировавшееся со всем светлым, сильным, и женское начало - инь, с тёмным, мрачным, слабым. В гармонии их единения возникает представление о великом пути Дао - всеобщем законе истины и добра и порядка.
    В I тысячелетии до н. э. единая религия разделяется на учение Конфуция - конфуцианство - этическое направление, и учение Лао-цзы - даосизм, тяготеющий к мистике.
    Конфуцианство играло в Китае роль основной религии, её положения "справедливого и приличного человеку" продолжало рациональные традиции и лежало в основе государства и права. Высшее божество - это строгое и добродетельное Небо. Основными принципами учения Конфуция были - почитание предков, соблюдение обычаев, чувство долга. Тогда возникает гармония с миром и вечным космосом, продолжающаяся и после смерти.
    Учение Лао-цзы - это мистическое учение о вечном пути Дао. Абсолюте, который и есть само божественое первосущество. Познать Дао, слиться с ним и есть смысл жизни. Высшей целью китайских даосов было уйти от страстей и суеты к первобытной простоте и естественности. 

    Древняя Греция
    В религии греков догомеровского периода окружающее наполнено демоническими силами и существами - сатирами. В природе нет порядка - всё хаотично, несоразмерно и непредсказуемо.
    Во II тысячелетии до н. э. греки вторглись в Элладу, что нашло отражение в появлении новых божеств. В соединении с крито-микенской культурой Эллады сформировался мир известных доныне греческих богов "Илиады" и "Одиссеи". В мифах этой религии люди могут спорить с богами и побеждать их, вызывать их зависть и гнев неумеренностью или успехом. Олимпийские боги карают за чрезмерность, как покушение на гармонию, разумный порядок, установленный их властью, часть общей гармонии космоса. 
    Сосредоточение греческой культуры - это город-государство, полис. Общность, составляющая полис, есть божественное установление. Божественность этого порядка подвергали критике греческие философы - софисты, в результате чего, на смену метафизически-религиозной основе в Греции пришло философское понимание окружающего, логос

    Древний Рим
    Основной религией Рима был культ полисных богов - Юпитера (главный бог), Надежды, Мира, Доблести, Справедливости. Мифология римлян мало разработана, боги представлены как абстрактные начала. Во главе угла римской церкви - целесообразность, помощь в конкретных земных делах с помощью магических обрядов.

    Иудаизм
    Иудаизм - начинает формироваться в нынешнем виде в XIII веке до н. э., когда израильские племена пришли в Палестину. Главным богом был Яхве (Иегова), которого евреи считали собственным богом своего народа, но не исключали своих богов у других народов. В 587 г. до н. э. Иерусалим был захвачен войсками вавилонского царя Навуходоносора. Когда через 50 лет Вавилон пал, начинается новая эра иудаизма: возникает миф о пророке Моисее, Яхве признаётся единственным богом всего сущего, а народ Израиля - единственным богоизбранным народом, при условии, что будет почитать Яхве и признавать его единобожие.
    Религиозность в иудаизме сводится к чисто внешнему поклонению, неукоснительному соблюдению всех предписанных обрядов, как выполнению условий "договора" с Яхве, в ожидании от него "справедливого" воздаяния.
    Кабалла. В XII веке в иудаизме возникает новое течение - кабалла. Суть которого в эзотерическом изучении Торы и других еврейских религиозных артефактов, как источников мистического знания.

    Мировые религии

    Буддизм
    Буддизм возник в Индии в VI - V веке до н. э. в противовес кастовому индуизму, где достичь просветления могут только высшие касты брахманов. В то время в Индии, как и в Китае, и Греции шли процессы философского переосмысления существующих норм, которые привели к созданию религии не зависимой от кастовой принадлежности, хотя и не отрицалось понятие кармы (перевоплощений). Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама Шакьямуни - Будда - был сыном князя из племени шакья, не принадлежащего к брахманской касте. По этим причинам в Индии буддизм не получил широкого распрстранения. 
    В представлениях буддизма, мир стремиться к покою, абсолютному растворению всего в нирване. Поэтому единственно верное устремление человека - это нирвана, успокоение и слияние с вечностью. В буддизме не придавалось значения какой-либо социальной общности и религиозным догматам, а основной заповедью было абсолютное милосердие, непротивление любому злу. Человек мог надеятся только на себя, никто не спасёт и не избавит его от страданий сансары, кроме праведного образа жизни. Поэтому фактически буддизм можно назвать учением, "атеистической" религией.
    В Китае, где буддизм был распространён очень широко, хотя и не так как конфуцианство, в VII веке возник дзен-буддизм, впитавший в себя присущий китайской нации рационализм. Не обязательно достигать нирваны, нужно просто пытаться увидеть Истину вокруг себя - в природе, труде, искусстве и жить в гармонии с собой.
    Дзен-буддизм также оказал огромное влияние на культуру Японии и некоторых других стран Востока.

    Христианство
    Одно принципиальных отличий христианства от других мировых религий - целостность исторического описания мира, который разово существует и направляется богом от сотворения до разрушения - прихода мессии и страшного суда. В центре христианства - образ Иисуса Христа, который и бог и человек одновременно, учению которого должно следовать. Священная книга христиан - Библия, в которой к Ветхому завету (священной книге последователей иудаизма) добавлен Новый завет, повествующий о жизни и учении Христа. В Новый завет входят четыре Евангелия (от греч. - благовестие). 
    Христианская религия обещала своим последователям установление на земле мира и справедливости, а также спасение от страшного суда, который, как считали первые христиане, должен был скоро состояться. 
    В IV веке христианство стало государственной религией Римской империи. В 395 году Римская империя распалась на западную и восточную части, что привело к обособлению западной церкви во главе с папой и восточных церквей во главе с патриархами - константинопольским, антиохийским, иерусалимским и александрийским. Формально этот разрыв завершился в 1054 году. 
    В Россию из Византии христианство принесло высокий уровень культуры, философско-богословской мысли, способствовала распространению грамостности, смягчению нравов. Православная церковь в России фактически была частью государственного аппарата, всегда следуя заповеди "всякая власть от Бога". Например выход из православия вплоть до 1905 года рассматривался как уголовное преступление.
    В Западной Европе доминировала римско-католическая церковь (католическая - всеобщая, вселенская). Для католической церкви типичны притязания на верховную власть и в политике, и в светской жизни - теократизм. С этим связана нетерпимость католической церкви к иным конфессиям и мировоззрениям. После Второго Ватиканского собора (1962 - 1965 гг.) позиции Ватикана были значительно скорректированы в сооответствии с реалиями современного общества.
    Начавшееся в XVI веке антифеодальное движение было направлено и против католицизма, как идеологической опоры феодального строя. Вожди Реформации в Германии и Швейцарии - Мартин Лютер, Жан Кальвин и Ульрих Цвингли - обвинили католическую церковь в искажении подлинного христианства, призывая вернуться к вере ранних христиан, устранив посредников между человеком и богом. Итогом Реформации стало создание новой разновидности христианства - протестантизма.
    Протестанты выдвинули идею всеобщего священства, отказались от индульгенций, паломничеств, церковных клириков, почитания мощей и т.д.. Считается, что учение Кальвина и протестантские идеи в целом способствовали появлению "духа каптализма", стали нравственной основой новых общественных отношений. 

    Ислам
    Ислам можно назвать религией смирения и полной покорности всевышней воле. В VII ислам основал пророк Мухаммед на фундаменте арабских племенных религий. Он провозгласил единобожие Аллаха (ал или эл - общесемитский корень слова "бог") и покорность его воле (ислам, мусульмане - от слова "покорность"). 
    Многочисленные совпадения Библии и Корана мусульмане объясняют тем, что Аллах и раньше передавал свои заповеди пророкам - Моисею и Иисусу, но ими они были искажены. 
    В исламе воля бога непостижима, иррациональна, следовательно, человек не должен пытаться её понять, а должно только слепо ей следовать. Исламская церковь - это по сути само государство, теократия. Законы исламского шариата - это законы мусульманского права, регламентирующие все строны жизни. Ислам является мощной мотивирующей и объединяющей религиозной доктриной, что позволило в короткие сроки создать из немногочисленных семитских племён высокоразвитую цивилизацию, в средние века на какое-то время ставшей во главе мировой цивилизации. 
    После смерти Мухаммеда между его родственниками произошёл конфликт, сопровождавщийся убийством двоюродного брата Мухаммеда Али ибн Абу Талиба и его сыновей, пожелавших продолжать учение пророка. Что привело к расколу мусульман на шиитов (меньшинство) - признающих право руководство мусульманской общиной только за потомками Мухаммеда - имамами, и суннитов (большинство) - по воззрению которых, власть должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной.